Специальное образование
СВЕТО – ЦВЕТОТЕРАПИЯ
18.12.2023СВЕТО – ЦВЕТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ.
Светотерапия — лечение, состоящее из дозированного облучения солнечными лучами, а также использования искусственных источников облучения (инфракрасного, ультрафиолетового, лазерного) в течение определённого, предписанного врачом времени. «Смысл лазерной терапии в том, что световые волны разной длины влияют на определённые участки организма. Заболевания, которые можно охватывать таким методом, шире, чем можно подумать, от лечения депрессии до заживления ран ( список насчитывает более 200 наименований)». В результате лазерной терапии за счёт более интенсивного насыщения тканей кислородом и другими важными элементами активизируются естественные силы организма. Что очень важно в пик сезонных простудных заболеваний. Что же касается цвета, то применение различных цветовых волн в терапевтических целях имеет вековые традиции. По сути, свет и цвет — это энергия. У каждого цвета есть определённая длина волны, оказывающая специфическое воздействие на организм. Правильно применяя энергию цвета, можно устранить энергетическую блокаду. В середине 1950-х швейцарский учёный Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведённые Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево- красный меняет частоту пульса, дыхания, давление крови, оказывает возбуждающее действие. Тёмно — синий приносит успокоение. Зная особенности того или иного цвета, можно использовать цветотерапию в лечебных целях. Она применяется для профилактики и лечения стрессовых состояний, головных болей, нарушений сна, синдрома хронической усталости, неврозов, заболеваний органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желудочно- кишечного тракта, сердечно- сосудистых и глазных заболеваний.
ПРИМЕНЕНИЕ
В последнее время цветотерапия применяется и при лечении заболеваний глаз, для чего используют карточки таких цветов, как зеленый, синий, красный, оранжевый, фиолетовый. Цветотерапия оказывает влияние на сетчатку глаза, причем в первую очередь на ее центральную часть — макулу. Сетчатка, в свою очередь, тесно связана с сосудистой системой глаза, со зрительным нервом, что способствует благотворному воздействию цветотерапии на всю систему глазного яблока.
ОФТАЛЬМОХРОМОТЕРАПИЯ
Офтальмохромотерапия, то есть лечение зрения цветом, имеет хорошие перспективы, что с помощью подбора соответствующего цвета можно снять утомление глаз, лечить близорукость, дальнозоркость, астигматизм, бельмо, дистрофические заболевания глаз.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЦВЕТОВЫХ ВАНН
«Регулярное выполнение цветовых ванн — прекрасный способ стимулирования центральной части сетчатки, макулы, отвечающей за цветовосприятие и за остроту зрения. Активизировать эту функцию глаз особенно полезно в осенне-зимний период, когда так мало красок в природе, да и на улицах мы наблюдаем преимущественно черно-серо-коричневые оттенки в одежде людей, в окраске окружающих нас объектов. Лучше одеться в яркие цвета, найти их в природе или в окружающей обстановке. Можно даже просто представить себе любимый цвет — и уныние покинет вас!» Профессор-офтальмолог Олег Павлович Панков в своей книге «Радуга прозрения» указывает: «Чтобы глаза служили вам долго, нужно не только напрягать глазные мышцы, но и регулярно их расслаблять. … Как минимум один раз в течение академического часа необходимо отрывать глаза от книги. У дошкольников, школьников и студентов такая возможность предусмотрена — между занятиями и лекциями имеются перерывы. Повесьте в дальнем от рабочих столов конце групповой комнаты картину или фотографию, которую было бы интересно рассматривать. Лучше, если она будет многоцветной и яркой. Можно регулярно менять картины, чтобы не потерять к ним интерес».
Кроме того, в своей книге О.П.Панков приводит данные о том, какие цвета являются целебными при различных патологиях зрения. Так, он пишет, что рассматривание картин с преобладанием красного цвета, активизирующего нервную деятельность, полезно при близорукости, астигматизме, косоглазии, а также при амблиопии у детей. (При амблиопии — так называемом«ленивом глазе» отсутствуют структурные изменения зрительного анализатора, но имеется ослабление зрения, не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.)
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
Желтый цвет стимулирует работу органов пищеварения, способствует очищению организма от токсинов, а рассматривание картин в желтых тонах снижает чувство усталости и сонливость.
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ
Оранжевый цвет улучшает кровообращение, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, стимулирует деятельность половых желез. Рассматривание картин, на которых преобладают оранжевые тона, полезно при близорукости, дистрофии сетчатки, атрофии зрительного нерва.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
Картины с преобладанием зеленого цвета снижают артериальное и внутриглазное давление, урежают частоту пульса. Рассматривание картин в зеленых тонах рекомендуется при глаукоме, спазмах аккомодации, дистрофии сетчатки.
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ
Если на картине преобладает голубой цвет, то она успокоит нервную систему и усилит сопротивляемость организма инфекциям. Рассматривание изображений в голубых тонах полезно при близорукости, спазмах аккомодации, воспалительных заболеваниях глаз.
СИНИЙ ЦВЕТ
Картины с преобладанием синего цвета положительно влияют на работу гипофиза, стимулируют деятельность мозга, повышают творческую и интеллектуальную активность. Рассматривание картин в синих тонах рекомендуется при катаракте, глаукоме, помутнении роговицы и стекловидного тела.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ
Изображения с преобладанием фиолетового цвета успокаивающее действуют на головной мозг и глаза, способствуют выработке мелатонина, называемого еще и гормоном сна. Поэтому рассматривание изображений в фиолетовых тонах эффективно при бессоннице. Фиолетовый цвет благотворно воздействует при катаракте, увеитах (воспалениях сосудистой оболочки глазного яблока), помутнениях роговицы.
СНОВЫ ЦВЕТОТЕРАПИИ
Что нужно знать для того, чтобы начать цветотерапию? Вот основы цветотерапии. Для начала, в это просто надо поверить и самому в этом убедиться. А убедиться достаточно легко – просто обратите внимание на то, какой цвет у ребёнка самый любимый. Обычно дети называют яркие цвета – красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов (лечение цветом), надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.
Очень удобны и эффективны цветные подставки (это могут быть салфетки, цветная бумага или картон), на которых свободно помещается стакан с водой.
Вода прекрасно воспринимает информацию, поэтому достаточно поставить на 5-10 минут стакан с водой на цветную подставку, чтобы вода «восприняла» и передала Вам ее энергетику. «Цветную» воду нужно пить не спеша, мелкими глотками.
НЕМАЛОВАЖНО ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ.
При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
— создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности, в том числе и цвета;
— профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
— вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗ
1. Система гигиенических мероприятий:
— Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения (для слабовидящих детей адекватная норма 500 Люк), оформления стен (светлые, однотонные с матовой поверхностью), удобного и безопасного расположения мебели.
— Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований как то размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов , учёт допустимой зрительной нагрузки и пр.;
— Использование приемов обеспечения лучшей видимости; таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и др.
Использование уголков уединения, элементов психогимнастики и релаксационных игр для снятия общего моторного утомления и эмоционального напряжения воспитанников.
МЕТОДИКИ
С целью «смягчения» воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств, для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», размещенные по углам помещения, последовательно мигающие лампы, окрашенные в разные цвета. Наряду с офтальмотренажерами «бегущие огоньки» используется методика сенсорно-координаторных тренажей. Ее суть в том, что в 4-х верхних углах групповой комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Результатами таких упражнений являются: светостимуляция, развитие чувства общей и зрительной координации, цветовая синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации. Интересным приёмом является использование в качестве зрительных тренажёров гибких светящихся шнуров, чаще всего педагоги используют их на занятиях при проведении зрительных гимнастик.
РЕКОМЕНДАЦИИ «СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗ»
08.01.2024При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
— создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
— профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
— вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗ
1. Система гигиенических мероприятий.
— Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения (для слабовидящих детей адекватная норма 500 Люкс), оформления стен (светлые, однотонные с матовой поверхностью), удобного и безопасного расположения мебели.
— Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований таких как размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов и пр.
— Использование приемов обеспечения лучшей видимости; таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и др.
2. Профилактика появления зрительного утомления.
— Соблюдение режима дня и режима учебных занятий для предупреждения общего и зрительного утомления.
— Проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.
— Использование уголков уединения, элементов психогимнастики и релаксационных игр для снятия общего моторного утомления и эмоционального напряжения воспитанников
3. Адаптивная направленность организации предметной развивающей среды.
При проведении работы в этом направлении учитываются следующие компоненты: адаптация к предметному миру, к собственному «Я», к системе межличностных и социальных отношений. Адаптации к предметному миру способствует специально созданная полисенсорная развивающая среда. При ее организации мы учитываем возрастные особенности и зрительные возможности детей, а так же период лечебно-восстановительной работы. Поэтому предметная среда мобильная, а в ее организации используем самые разнообразные материалы и все возможные пространства групповых помещений.
Настенные зрительные тренажёры.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ
Для стимуляции, активизации и развития зрения, укрепления и восстановления работы мышц глаза на стенах, потолке в групповых комнатах, кабинете тифлопедагога, расположены зрительные тренажёры.
Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф.Базарного. Кроме того, дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра и тогда ещё формируется скоординированность действий глаза и руки – зрительно-моторная координация. «Бегущие огоньки» – световая и цветовая стимуляция (раздражающее воздействие на колбачки зрительного аппарата, которые отвечают за видение днём, за восприятие и различение цвета).
Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ГЛАЗНЫХ ПАТОЛОГИЯХ
Рекомендации для воспитателей дошкольного образования, учителей-дефектологов, специалистов по работе с детьми с нарушениями зрения в зависимости от вида зрительной патологии.
МИОПИЯ (БЛИЗОРУКОСТЬ)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
— обязательно хорошее освещение;
-нельзя низко наклоняться, беречь спину;
-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);
-необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);
-ребенок должен сидеть в первых рядах, ближе к источнику освещения ( окну);
-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях при самостоятельной работе-1500 лк;
— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;
— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;
— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;
— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ).
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
— возможны физические нагрузки;
— легче смотреть вдаль;
— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;
— трудно работать в тетради — чаще у доски.
АСТИГМАТИЗМ.
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности,
ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;
— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за столом — все роняют.
АМБЛИОПИЯ.
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;
— допустимая нагрузка- 10 минут;
— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазллов, рассматривание картинок;
— использовать трафареты, контурные изображения.
КОСОГЛАЗИЕ (ДЕВИАЦИЯ).
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
— снижаются зрительные функции,
-отсутствует бинокулярное зрение ( нет слияния в единый образ),
-замедляется скорость, точность дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,
— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
-работать на приподнятой поверхности ( подставка);
-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
— работа на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
— использовать индивидуальные карточки;
— развивать слуховое внимание.
НИСТАГМ.
Патология глазодвигательной системы- качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
— т.к. нарушена функция взора, недопустима работа у доски;
— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;
-при рассматривании иллюстраций нижнюю границу предмета контролировать с помощью линейки, через рамочку;
— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;
— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
КАТАРАКТА.
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта ( глаз без хрусталика).
Рекомендации:
— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут;
— отдых 7-10 минут ( работа на слух, устное выполнение заданий),
— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);
— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
Методическое объединение "Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса специального образования в условиях интеграции"
01.11.202228.10.2022 на базе ГУО «Средняя школа №6 г. Орши» состоялось заседание методического объединения по теме «Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса специального образования в условиях интеграции.»
В мероприятии приняли участие учителя-дефектологи классов (групп) интегрированного типа. Своим опытом поделились учителя –дефектологи ГУО «Ясли-сад №30 г. Орши» (Бич А.В., Лавринович О.В.), ГУО «Ясли-сад №2 г. Орши» (Островская А.А., Шурдукова Т.В.), ГУО «Средняя школа №6 г. Орши» (Филипович В.Ю., Пыршко В.В.), педагог-психолог Луговцова Е.И.
Целью заседания методического объединения, являлось:
повышение профессиональной компетентности учителей-дефектологов при формировании инклюзивной культуры у участников образовательного процесса специального образования
Участники заседания методического объединения смогли:
совершенствовать знания о формировании инклюзивной культуры на разных ступенях образования;
познакомиться с опытом работы по формированию инклюзивной культуры дошкольных учреждений и школ города Орши в условиях интеграции;
Создание инклюзивной культуры является фундаментальной основой развития инклюзии в целом, устраняет социальные и культурные барьеры, которые препятствуют включению детей с особенностями в развитии в образовательный процесс.
Можно создать идеальные условия обучения и воспитания здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно.
Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Её несформированность отрицательно сказывается на всем образовательном процессе.
Формирование инклюзивной культуры в дошкольном учреждении и школе – процесс длительный и многогранный, требующий активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, который позволит широко распространять практику инклюзивного образования, а также повысит уровень компетентности родителей и привлечет их к сотрудничеству в вопросах реализации инклюзивного образования.
Организуя инклюзивное образование в дошкольном учреждении и школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития учреждений образования, когда образование становится реальным правом для всех.
Одна из главных моральных ценностей, которую мы должны воспитывать в себе и постоянно руководствоваться ей – умение принимать человека таким, какой он есть.
На методическом объединении были рассмотрены как теоретические, так и практические формы работы с родителями, детьми и педагогами. Была представлена информация и практические разработки для дальнейшего использования в практической деятельности всех участников образовательного процесса.