Спецобразование

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ, ГДЕ РАСТЕТ МАЛЫШ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Вы хотите сделать свой дом безопасным, но все же интересным местом для игры и обучения вашего ребенка. Для этого нужно снять и унести опасные шнуры, закрыть розетки, будьте внимательны с такими неустойчивыми объектами, как настольная лампа со шнуром, потянув за который он сможет уронить лампу. Убедитесь, что лекарства, аэрозоли, ядовитые вещества, моющие и чистящие средства, предметы с острыми краями, находятся там, где ребенок не может до них дотянуться. Однако не убирайте все вещи вне пределов досягаемости ребенка. Ваш ребенок больше, чем другой, нуждается в ощупывании и исследовании различных предметов.
Итак, поместите безопасные вещи на их обычные места. По возможности, организуйте все в доме так, чтобы ваш ребенок мог свободно исследовать свое окружение, без ваших реплик: «нельзя!», когда он потянется схватить что-либо. Когда вы оборудуете дом, определите для каждой вещи свое место, и всегда возвращать туда предметы после пользования ими. Постарайтесь расставлять мебель как можно реже. Если у каждой вещи будет свое место, и ее будет легко найти, ваш ребенок станет более независимым, потому, что он будет знать, где найти ее самому. Особенно это относится к вещам самого ребенка. Малыш будет чувствовать себя уверенней, зная, где он может найти свои игрушки. Кроме того, если ребенок начал одеваться сам, нужно, чтобы он знал, где найти носки, ботинки и т. д. Так как ваш ребенок не видит совсем или видит плохо, помогите уже сейчас сформировать у него привычку все класть на свои места: игрушки в ящик для игрушек, куртку на вешалку, зубную щетку в специальную подставку и т. д. Если вам необходимо что-нибудь изменить в доме, скажите об этом вашему ребенку и покажите ему, что вы сделали.
Поощряйте вашего ребенка ходить повсюду, но одновременно с этим усильте свои требования к безопасности: пол должен быть прочный, твердый и нескользкий, исключите легкие коврики, которые легко скользят по вощеному полу, пока малыш еще мал и ходит не очень устойчиво. Убедитесь, что дверь перед крыльцом или ступеньками в погреб закрыта, когда ребенок станет старше, он сможет осознать эту потенциальную опасность. Используйте для предупреждения ребенка такие тактильные сигналы, как коврики различной степени шершавости перед возвышением или ступеньками.

ОБЕСПЕЧЬТЕ РЕБЕНКУ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СИГНАЛЫ.

Вы можете помочь вашему ребенку изучить путь в доме, обеспечивая его различными сигналами: ветряная вертушка за задней дверью, коврик перед дверью, тикающие часы в спальне, тактильные знаки на дверях или стенах в
различных комнатах. Если ваш ребенок видит очень плохо или не видит совсем, вы должны показать ему, как идти, ориентируясь с помощью руки, проверяя, что находится впереди. Другой рукой для безопасности ребенок может скользить по стене.
Наблюдайте за безопасностью вашего ребенка, но пусть он исследует мир и учится всему ударяясь и падая Ваш ребенок станет более пугливым, если он ощутит вашу озабоченность тем, чтобы он ничего не пролил, не просыпал и не опрокинул. Вы как агентство «По поддержке окружения» должны держать в уме не только своего ребенка, но и свой дом и свое место в нем. Изолируйте ребенка от опасных ситуаций, но не оберегайте его чрезмерно и не лишайте его ежедневных ощущений.

УСТАНОВЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ.

Пока ваш ребенок очень маленький, дисциплина не нужна. Младенец общается с вами с помощью смеха, слез — ваш ответ он получает в виде ласки, совместной игры или удовлетворения вами его потребностей. Но по мере того, как ребенок растет и становится более независимым, возникает необходимость в некоторых ограничениях. Ребенок должен научиться тому, что нет никого, кто получал бы все, что хочет немедленно. Обсудите возможные ограничения и придерживайтесь их. Если они будут постоянно меняться, ваш ребенок не будет знать чего вы на самом деле хотите и чего ждете от него.
Как можно четче упорядочите и структурируйте окружение, и ваш ребенок сможет обследовать его более свободно и безопасно. Будут случаи, когда ребенок начнет делать что-то опасное или нежелательное, и тогда он должен понять ваше «нет». Выведите ребенка из опасной ситуации или отвлеките его внимание. Объясните своим родственникам и друзьям, что должны пресекать неправильное поведение вашего ребенка. Даже если у ребенка большая потеря зрения, нельзя поощрять его неправильное поведение. Зрячий ребенок делает то же самое и его наказывают гораздо тверже. Когда ваш ребенок подрастет и станет большим, он должен иметь возможность совершать те же действия, что и его зрячие сверстники и иметь те же самые ограничения, что его братья, сестры и другие дети.

свернуть

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Первый этап — познание частей своего тела и умения совершать ими необходимые движения: поднимать голову, манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др.
Например: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами, вращает туловище и голову в любом направлении и др. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение. Ребенка следует научить «понимать» части своего тела и тела другого человека: матери, отца и других членов семьи. Для этого следует позволить ребенку дотрагиваться до лица наклоняющегося к нему человека, его рук, груди матери.
Для того чтобы слепой ребенок в первые месяцы жизни научился управлять головой, целесообразно делать следующие упражнения. Положите ребенка на животик. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик. Когда ребенка кладут на животик, он, как правило, резко поднимает голову. В этот момент мать своим лицом соприкасается с головкой малыша, ласково поглаживает его. Слепой ребенок начинает усваивать, что поднятие головки и поворот на приятный голос сопровождаются лаской. Когда ребенок лежит на животике на столе или другой твердой поверхности, можно погладить его по спине, чтобы он выпрямил голову и туловище. Если ребенок лежит на животике на коленях матери, следует привлекать его внимание какой-нибудь звуковой игрушкой, к которой он может прикасаться и положение которой следует менять (вверху, слева и др.).

Второй этап на пути развития движений частей тела ребенка, с помощью которых он обучится поднимать голову, шею, выпрямлять спину, — это опора на руки. Для этого можно использовать большой надувной мяч, на который ребенок кладет свои руки. Поддерживая ребенка, следует медленно поворачивать мяч, привлекая внимание малыша ласковым прикосновением.
Малыш (как зрячий, так и слепой) постоянно нуждается в разнообразных движениях. Ставя его в различные положения, мы помогаем ему развивать равновесие (вестибулярный аппарат) и укреплять мышцы. Каждое новое положение (на боку, на спине, на животике, вращение тела и т. д.) тела ребенка дает ему новое ощущение, укрепляет уверенность в себе и готовит к самостоятельным движениям. Когда ребенок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками, совершать хватательные движения, «играть» своими руками, опираться на них.

свернуть

ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ОДЕВАНИЮ

На что обращать внимание при покупке одежды?

ПОКУПАЯ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ ДЛЯ РЕБЕНКА, ПОДУМАЙТЕ:

• Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ошупь ─ для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно).
• Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.).
• Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится ─ ведь вполне вероятно, что ребенок в ней может упасть в лужу).
• Обратите особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.
• Сможет ли ваш ребенок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.
• Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.
• У него может быть особое, порой отличное от вашего, представление о красоте. Так, симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть не принята вашим ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ?»

Скорее всего Ваш ребенок уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может вам помочь. Например, вы можете его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: «Наденем колготки, а кофточку снимем…».
Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей ─ помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами. Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.
Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула. Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка. Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.

КАК НАУЧИТЬ ОДЕВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНО?

Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на «плечиках». Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные родители советуют пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок.
Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов). Такая метка должна быть хорошо усвоена ребенком и зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Постепенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.
Чтобы ребенок не путался в одежде, выработайте у него определенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды. Например: «найди у свитера переднюю сторону, разложи его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найди самое большое отверстие и просунь в него голову, найди отверстие для головы ─ это горловина свитера, затем просунь руки в рукава, расправь надетый свитер»

ЧТО ДЕЛАТЬ С ЗАСТЁЖКАМИ НА ОДЕЖДЕ?

Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит ее собрать, так как детали ─ голова, лапки, ушки, хвостик ─ пристегиваются к туловищу игрушки пуговками.
Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр.
Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ПОРЯДКУ В ОДЕЖДЕ, К ОПРЯТНОСТИ?

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.
Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и в школе.
Важно научить ребенка с нарушениями зрения контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: «застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он» и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

свернуть

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ?

С помощью игрушки ребенок знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему недоступны. Игрушка способствует развитию предметных действий ребенка с нарушениями зрения, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка. Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют тактильное обследование, развивают слух и остаточное зрение ребенка. Они должны соответствовать их актуальному возрасту, физическим возможностям и интересам. Развивающие игрушки для слабовидящих и слепых детей должны быть различными по фактуре, размеру, весу, цвету, аромату, вкусу, температуре, иметь другие различия в области тактильных ощущений. Различие фактур — например, шероховатые, пушистые, скользящие и гладкие поверхности — позволят ребенку сопоставлять свойства предметов и отличать их только по прикосновению, не используя зрительные образы. Это очень важное умение для слепых детей. Для того, чтобы избежать создания у ребенка искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы. Хорошо, если на игрушках есть кнопки, отверстия, выключатели, поворотные механизмы. Это позволяет ребенку учиться оценивать вид предметов путем их исследования.
Для слепого ребенка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Слепым детям, у которых еще недостаточно сформированы осязательные приемы обследования предметов, трудно создать целостный образ большой игрушки (30-50 см) и выделить детали маленькой (2-7 см). Поэтому оптимальны для них игрушки средней величины (9-30 см). Учитывая, что у некоторых слабовидящих детей есть остаточное зрение и цветоразличение, игрушки должны быть ярко окрашены.
Слепые дети, манипулируя с игрушкой или обследуя ее, часто берут ее в рот. Поэтому игрушка должна хорошо мыться.
Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребенка. Поэтому для его игры нужны игрушки со звуковыми эффектами. Музыкальные игрушки — это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие слух ребенка.
Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умению ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки (разнофактурные камешки и пуговицы, мозаика и т. д.), способствующие развитию мелкой моторики.
Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение — способствовать развитию сюжетной игры ребенка.
Игрушки, предназначенные для конструирования — строительные наборы, конструкторы и т. д.
Театральные игрушки — это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.
Игры-забавы — это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.
Настольные игры с дидактическими задачами и правилами – это шарики, кубики, геометрик, сортеры, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

свернуть

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ДЕТСКИМИ ОЧКАМИ?

Правильный уход за очками для зрения – важнейшее условие не только для продления срока их эксплуатации, но и для сохранения здоровья глаз. С одной стороны, он направлен на очищение их стекол от ежедневно оседающих на них частичек кожи, пыли и пота. Ведь въевшееся загрязнение тяжело удалять, а видимость в загрязнённых очках снижается практически на треть.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО УХОДА ЗА ОЧКАМИ – БЕРЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С НИМИ.

1. Для начала следует помнить, что очки не ободок. Ношение их на голове либо частое поднимание на лоб искривляет дужки и расшатывает удерживающие их болтики, деформирует оправу, нарушая тем самым симметричность расположения линз и приводя в результате к переутомлению глаз. К тому же при неловком движении очки можно банально уронить и разбить.

2. Снимать и надевать их следует аккуратно двумя руками. В противном случае есть риск растянуть дужки и расшатать шарниры, коими те крепятся к оправе. Внимание! Если возникнет необходимость их поправить, нужно взяться за линзы одновременно указательными пальцами сверху и большими снизу, а не двигать очки одним пальцем за мостик. Иначе есть риск создать дополнительную нагрузку на центральную часть оправы и носоупоры.

3. Линзы ни в коем случае не должны соприкасаться с твёрдой поверхностью во избежание царапин и мельчайших сколов, влияющих на чёткость видимого объекта. Если возникла необходимость на время снять и положить очки, то только линзами вверх. Это же правило действует, когда очки убирают в футляр. Рекомендуется выбирать твёрдый футляр с крышкой.
Наименее удачные места для хранения – кухня и ванная. Именно здесь велик риск попадания на них пыли, жира, агрессивных жидкостей или горячего пара.

4. Ещё одна проблема – воздействие солнечных лучей и стоящих рядом нагревательных приборов. Это особенно страшно, если в качестве материала для очков используется пластик. Под воздействием высоких температур он расплавляется, что приводит к нарушению центровки.

5. Правильное очищение. Очищение оправы — с целью сохранения эстетичного внешнего вида. Линз – с целью сохранения чёткости видимого изображения. Здесь главная проблема – выбор материала, особенно когда дело касается очищения линз с обеих сторон. Фрагмент одежды, носовой платок или обычная бумажная салфетка для этой цели чересчур грубы. Что касается остальных, всё зависит от того, будут ли линзы стеклянными или пластиковыми – в каждом случае имеются свои нюансы. Общий момент здесь только один: материал обязательно должен быть чистым и храниться в футляре.

свернуть

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА НОСИТЬ ОЧКИ?

Приучая ребенка носить очки, начать следует с собственного отношения к ситуации. Если мама переживает: «Ах, бедненький, несчастненьки, как это он будет ходить в очках такой маленький» — ребенок это обязательно почувствует и носить очки ни за что не захочет. Чтобы ребенок согласился, отношение должно быть исключительно позитивным: очки модные, красивые, ребенок выглядит в них взрослым и самостоятельным, очки помогут лучше видеть, а при некоторых заболеваниях глазок очки — это своего рода лекарство, которое поможет не только сохранить, но и улучшить зрение!
Хорошо, если кто-то авторитетный из взрослых в семье носит очки — дети всегда подражают старшим. Если у Вас хорошее зрение, то Вы все равно можете купить себе очки с линзами без диоптрий и носить: «У тебя такие классные очки, тебе так идут, тоже себе решила купить». Ношение очков Вам так же поможет понять часть проблем, которые ожидают ребенка, а значит Вам проще будет помочь их решить.
Купите ребенку красивый детский футляр для очков с любимыми героями из мультиков, например. Красивую яркую салфетку с микрофиброй для протирания линз.
Ну, и естественно, очки должны быть правильно подобраны грамотным врачом.
Еще одна важная проблема, которая может повлиять на нелюбовь ребенка к очкам — это запотевание линз. Очень и очень большие трудности это доставляет «очкарикам». Если на улице холодно, то заходя в теплое помещение минут на несколько превращаешься в слепого котенка… Если взрослый еще может снять очки и несколько минут подержать их в руках, пока отпотеют, то ребенку это может быть сложно с учетом конструкции заушников, плотно завязанных шапочек, толстых варежек и т.д. Да и вообще, ребенок может не догадаться, что их можно снять и переждать. А даже если и догадается — очень даже вероятно, что он их при этом уронит и потеряет. В общем, запотевание линз — это проблема, которую не стоит оставлять без внимания.
В оптиках продаются специальные спреи или мелки, которые помогают частично решить проблему. Полностью запотевание при сильных морозах они не снимут, но все же жизнь становится немного проще. Но! За этим должны следить исключительно родители. Ребенку нельзя давать спрей или мелок в руки, это опасно!
Проблема, которую Вы не можете контролировать — это реакция других детей на очки… В таком случае можно попытаться объяснить ребенку, что у других детей просто нет очков, им интересно что это, тоже хочется померить, посмотреть, им завидно…

 

свернуть

ИГРУШКИ И ПРЕДМЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОСТРОЕНИИ КОНТАКТОВ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Новорожденному игрушки, по большому счету, не нужны, он еще плохо видит и почти не различает цветов и форм. Весь мир для него – скопление пятен разного размера и цветовой интенсивности. Но уже к месяцу малыш начнет фокусировать взгляд, и в первое время любимым развлечением для него будет созерцание лиц родных людей — мамы, папы, брата или сестры. В это время можно предложить ему первые игрушки по возрасту.

До 3-х месяцев

В этом возрасте оптимальны погремушки. Они должны быть крупными, яркими (красными, желтыми, синими). Ближе к трем месяцам малыш начнет с удовольствием созерцать не только статичную игрушку, которую родители поставили в уголок кроватки, но и движущиеся яркие предметы, на этот случай обзаведитесь заводным мобилем на кронштейне, который крепится к детской кроватке.

С 3 до 6 месяцев

В три месяца большинство малышей умеют хватать предметы ручками и, конечно, сразу несут их в рот. А потому погремушки для этого возраста должны иметь удобную ручку без острых краев. Желательно, чтобы основной элемент крепился на кольце или ручке с широким основанием, которым невозможно травмироваться.

К 4-5 месяцам малыш начнет интересоваться тактильными ощущениями, а потому ему нужны тканевые игрушки, которые развивают мелкую моторику – наполненные мелкими латексными шариками, их интересно прощупывать.

С 6 до 8 месяцев

Музыкальные, звучащие игрушки в полгода выходят на одно из первых мест в развитии ребенка. Его слух будет совершенствоваться гораздо быстрее, если в возрасте 6-7 месяцев предложить малышу дудочки и пищалки.

С 9 до 12 месяцев

Самое время потренировать первые логические навыки и оттачивать моторику. Для этого прекрасно подойдут цветные кубики, конструкторы с большими деталями, а также пирамидки разной величины и геометрических форм деталей. К 10-11 месяцам можно давать ребенку пальчиковые краски и большой лист бумаги. 

От 1,5 до 3 лет

1. «Собери только» (дети учатся выбирать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).

2. Учатся сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).

3. Собирать простейшие пазлы или картинки, разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).

4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

 Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

Развитие внимания.

1.        Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).

2.        Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».

3.        Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).

4.        «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

5.        «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).

свернуть

ПРИМЕРНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ

1.        Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.

2.        Рвать бумагу.

3.        Развертывать «сюрпризы» (предметы, завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

4.        Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.

5.        Учиться выжимать губку.

6.        Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).

7.        Игры с крупной мозаикой (ближе к двум годам, индивидуально).

8.        Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.

9.        Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).

10.    Игры с прищепками.

11.    Кубики – строить башни, строить домики.

12.   Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску.

свернуть

НАВЯЗЧИВЫЕ ДВИЖЕНИЯ У РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Родители детей с нарушениями зрения знают, что иногда те ведут себя странно с точки зрения окружающих.

Ребёнок надавливает на глаза — некоторые незрячие дети давят себе на глаза или постоянно сильно трут их руками. Прежде чем начать отучать ребёнка от этого, убедитесь, что он трогает глаза не из-за того, что они у него болят. Сначала проконсультируйтесь с врачом — не может ли за этим поведением стоять какая-то медицинская причина?

Ребёнок размахивает, хлопает или вертит руками — некоторые дети размахивают руками от радости или общего возбуждения, и перестают это делать, когда успокаиваются. Но часто незрячие дети делают так безо всякой видимой причины.

Ребёнок раскачивается — ребёнок может качаться вперёд-назад или из стороны в сторону, когда сидит или стоит. Некоторые дети раскачиваются сильнее, когда радуются или волнуются.

Ребёнок подолгу смотрит на яркий свет — у некоторых детей яркий свет стимулирует остаток зрения. Иногда им нравится смотреть на лампу или ярко освещённое окно, многие дети при этом машут руками или держат пальцы у себя перед глазами, чтобы свет и тень образовывали узоры.

Ребёнок трясёт головой — ребёнок может трясти или мотать головой из стороны в сторону, как будто бы говорит «нет». Некоторые незрячие младенцы делают так, когда лежат на спине.

Почему ребёнок так себя ведёт?

По одной из версий, это происходит оттого, что ребёнок не получает столько же информации из окружающего мира, сколько зрячий, и поэтому старается стимулировать себя сам.

Ещё одна теория — незрячие дети меньше играют с игрушками и общаются, чем зрячие, поэтому у них чаще входят в привычку те движения, которые время от времени возникают у всех младенцев. Как только привычка закрепилась, от неё становится очень трудно избавиться или отвлечь ребёнка на что-то другое. Тем не менее, необходимо учить незрячего малыша более приемлемым в обществе способам проявления восторга или скуки.

Как можно отучить ребёнка от повторяющихся движений?

Маленьким детям нужно получать удовольствие от физической активности. Ещё один способ отучить ребёнка от навязчивых движений — помочь ему найти увлекательные, но приемлемые занятия.  Например, когда вы учите его играть с игрушками, это даёт ему хороший повод задействовать всё тело, а особенно руки, для игры и исследования новых объектов. Если он занят интересной, требующей физической активности игрой, то вряд ли станет трясти головой или давить себе на глаза. Переключение внимания ребёнка с повторяющихся стереотипных движений на другие, более интересные и разнообразные, действия, например, подвижные игры, может помочь отучить его от неприятных привычек. Необязательно использовать только игрушки. С незрячим малышом можно спеть песенку, можно пощекотать его или поиграть в ладушки, «сороку-ворону», и т.д.

Постарайтесь не ругать ребёнка, если вы видите, что он опять раскачивается или совершает другие стереотипные действия. Он быстро поймёт, что таким образом может получить ваше внимание, пусть и негативное. Вместо этого постарайтесь переключить его внимание и занять его чем-то другим.

Не забывайте похвалить ребёнка, когда он, например, спокойно ждёт своей очереди покататься на пони в зоопарке и при этом не раскачивается и не давит на глаза. Обнимите его и скажите, как вы рады, что он умеет так замечательно себя вести. Это хороший способ закрепить нужное поведение.

Когда ваш ребёнок начинает интересоваться общением с другими детьми, расскажите ему, что у них нет таких привычек, от которых вы хотите его отучить. Объясните ему, как окружающие реагируют на его поведение: «Здесь в песочнице играет маленькая девочка. Она тебя боится, потому что ты всё время машешь руками. Если ты будешь вести себя спокойно, она может подойти и поиграть с тобой».

И ГЛАВНОЕ!!!  Попросите членов семьи и друзей не поощрять и не игнорировать навязчивые движения ребёнка. От этого ему будет только труднее избавиться от этих привычек. В то же самое время объясните, что не нужно постоянно ругать и дразнить ребёнка.  Вместо этого они могли бы помочь отвлечь его от стереотипных действий — поиграть с ним, занять чем-то интересным.

свернуть

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК – ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ (рекомендации для родителей дошкольника)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ЛАСКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСОБОГО РЕБЕНКА

С самых  первых дней жизни между ребенком и матерью устанавливается тесный, а при благоприятных условиях он может сохраниться на долгие годы.

ПОМНИТЕ: соприкосновение тел матери и ребенка, ласковые поглаживания малыша, улыбка и добрый взгляд – это залог доверительных, дружеских отношений, создающих гармонию и покой.

По мнению психологов, материнские прикосновения необходимы ребенку 6-12 раз в день. Для ребенка с нарушениями в развитии такой контакт особенно значим, так как он является связующей ниточкой между родителями и ребенком.

При пробуждении малыша подарите ему свое тепло, пожелай доброго утра. Начало нового дня будет определять психологический настрой малыша на целый день.

Первое, что он должен увидеть, - это ваше доброе лицо, улыбку, нежный взгляд. Для ребенка это лучшее подтверждение того, что все хорошо, рядом с ним его близкие люди.

Старайтесь, чтобы малыш нашел защиту и чувствовал себя комфортно среди родных людей.

Эмоциональный контакт с ребенком, имеющим проблемы в развитии, выстраивайте постепенно: сначала старайтесь привлечь к себе внимание малыша, затем с помощью различных предметов и действий вызвать его эмоциональный отклик – улыбку , смех , ответный взгляд.

Для полноценного развития ребенка организуйте совместные игры, предполагающие тесное эмоциональное взаимодействие малыша с родителями, в первую очередь с мамой, так как она была долгое время в контакте с ребенком еще до его рождения и этот контакт надо беречь и развивать.

Окружите малыша любовью и нежностью, создайте для него атмосферу эмоционального комфорта, побуждайте его к исследованиям предметов, комментируйте совместные действия, используя различные потешки и стихи, способствующие познавательному и речевому развитию ребенка.

Постоянно устанавливайте контакт с ребенком: при одевании, кормлении, купании, на прогулках, перед сном; старайтесь в это время забывать о своих проблемах и заботах, чтобы ребенку , тонко чувствующему родительское настроение, не не передавались ваши отрицательные эмоции.

Закрепляйте эмоциональный контакт с ребенком, так как это составляет основу вашего сотрудничества и взаимопонимания.

Ласковое внимание родителей может выражаться различными способами контакта с ребенком.

В контакте глаз малыш нуждается  с самого рождения и на протяжении всей жизни. Взгляд мамы или отца может поддержать, успокоить, простить, развеселить и даже наказать.

Потребность в физическом контакте  - поглаживании, нежных объятиях с родителями, появляется у малыша с младенческого возраста. Со временем форма его проявления меняется. Когда ребенок подрастает, ему нужны объятия, поцелуи.

Все дети проявляют живые эмоциональные реакции, но у каждого ребенка они индивидуальны.

Наблюдайте, изучайте эмоциональное развитие ребенка, обращайте внимание на характер чувств, которые он переживает.

Обратите внимание на эмоциональные реакции вашего ребенка: бурное, безудержное проявление чувств наравне со слишком слабой эмоциональностью должно вызывать беспокойство родителей.

При склонности ребенка к отрицательным эмоциям постарайтесь понять и выявить породившие их причины, устранить или смягчить их действие.

ПОМНИТЕ: ласковое, нестрогое отношение к ребенку – это залог его правильного воспитания и развития.

Если малыш не получает положенной доли ласки, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким.

Взрослея, становясь самостоятельными, дети несут в себе заряд родительского внимания, ласки и любви.

Дарите особому ребенку любовь, радость, воспитывайте в нем доверие к миру. Это будет питать душу малыша, формировать в нем позитивное отношение к окружающим людям, жизнеутверждающее настроение.

Эмоциональный контакт и ласковое воспитание облегчает психологическое состояние особого ребенка, будут способствовать улучшению его настроения и дружескому общению с близкими людьми и другими детьми.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ОН НЕ ГОВОРИТ

            Как известно,  общение – одна из главных потребностей человека. Ребенку  с самого раннего возраста,  в то время когда  до первых слов еще далеко, уже необходимо осваивать навыки выражения своих желаний, нужд, просьб о помощи, устанавливать связь с окружающим миром.

         Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.

         Родителям, воспитывающим особого ребенка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.

         Оно включает в себя: восприятие, понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.

         Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные  жизненные ситуации ребенка, даже если он и не имеет возможности говорить.

         Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

         Старайтесь обучать малыша в это время умению концентрировать внимание и  реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, подражать взрослому, применять навыки в повседневной жизни.

         Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.

         Для особого ребенка такай вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром.

         Сформированость невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующие с языковыми понятиями.

         Прежде всего, для успешной коммуникации, установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

         Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желания, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.

          Покажите, что вы не понимаете его незрелые или неподходящие случаю жесты и звуки, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

         При обучении навыкам общения учитывайте, прежде всего, интересы ребенка. Совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки. Копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

         Чаще играйте с ребенком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

         Проводите работу по формированию «предсловаря» ребенка, включающую в себя вокализацию и жесты, которыми он может выражать свои чувства т потребности.

         Находясь перед зеркалом, побуждайте его посмотреть на себя, на маму, жестом покажите на себя, затем попросите показать на себя и на вас.

          В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия – ой, ай, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями.

         Ай – руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга.

         Ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.

         Ой – на лице радость, всплеснуть руками, поднести их к лицу.

         Эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.

         Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответствующим способом реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют вхождению в мир близких людей.

           КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

         К сожалению, рутина повседневной жизни лишает малыша и мать радости общения. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребенка.

         Вместо задушевного общения, теплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами.  Между тем для ребенка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причем для них обоих.

         Для общения с малышом используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и веселым.

         Разговаривайте с ребенком по дороге в детский сад, если он его посещает, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т.д.

          Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребенком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

         ПОМНИТЕ: ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на его желание пообщаться с родителями.

         У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у нормально развивающегося ребенка.

         Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребенка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.

                   Обучайте ребенка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладения речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

         Основой для вашего общения с особым ребенком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

         Систематически играйте с ребенком, озвучивайте при этом все, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создает у малыша комфортное состояние.

         Рассматривайте и читайте ребенку книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.

         Способствуйте развитию общения с особым ребенком, используя для этого разные приемы и способы, вызывающие его ответные реакции.

         При общении обязательно называйте малыша по имени.

         Поощряйте его любую попытку что-то вам рассказать, обратиться за помощью. Побуждайте желание ребенка общаться с другими членами семьи.

         Старайтесь расширять круг общения ребенка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия. Передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.

         Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

         При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

- разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;

- при разговоре повернитесь к ребенку лицом и смотрите ему в глаза;

- не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца; постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребенком на домашние дела;

- не разглашайте детские секреты, которые он вам доверяет.

         Обращайте внимание на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

         Общение особого ребенка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

         Только при систематическом общении с проблемным ребенком можно получить положительный результат – научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем – пользоваться речью.

свернуть