ПЕДАГОГАМ

Рекомендации педагогам по подготовке и проведению группового родительского собрания

Рекомендации педагогам по подготовке и проведению группового родительского собрания

Родительское собрание является одной из эффективных форм работы УДО с семьей. 

Цель его проведения – объединить усилия педагогов и родительской общественности на повышение качества образовательного процесса, развитие способностей и интересов личности ребенка. Родительское собрание группы проводится не реже одного раза в квартал и, в соответствии с возложенными на него функциями, решает следующие вопросы:    

  • определяет пути совершенствования семейного воспитания; 
  • вносит предложения попечительскому совету УДО по оказанию спонсорской помощи с целью пополнения материально-технической базы группы, учреждения в целом; 
  • дает оценку работе родительского комитета группы за учебный год и др. 

На заседаниях родительского собрания также рассматриваются и организационно-педагогические вопросы: 

  • вопросы организации и качества проведения летней оздоровительной кампании,образовательного процесса в целом, оказания образовательных услуг сверх базового компонента; 
  • выборы членов, председателя родительского комитета группы, их отчеты о проделанной работе; 
  • вопросы преемственности в работе УДО и начальной школы, о состоянии здоровья детей, сотрудничестве учреждения дошкольного образования  и семьи. 

Тематика и вопросы повестки дня групповых родительских собраний обозначены в  плане работы учреждения образования на учебный год. При подготовке родительского собрания воспитателям необходимо четко спланировать предварительную работу: 

  1. Продумать форму проведения родительского собрания в зависимости от заявленной темы (традиционную – с четким соблюдением повестки дня, регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; собрание с использованием отдельных методов активизации родителей – в ходе собрания можно предложить родителям решить кроссворд или педагогическую задачу по теме обсуждения; нетрадиционную – например, в форме деловой игры). 

  1.  Решить все организационные вопросы (выбор ведущего собрания, помещения для его проведения, при необходимости оформить его в соответствии с заявленной темой; оповещение всех родителей о дате, времени, месте и вопросах предстоящего собрания через объявление; пригласить лиц, заинтересованных в решении вопросов собрания – работники УДО и других учреждений). 

  1. Подготовить выступление согласно повестке дня собрания, его темы. Уточнить степень готовности к выступлению специалистов УДО, других служб, родителей (они могут быть в роли содокладчиков, а также в роли выступающих по одному вопросу), при необходимости провести анкетирование. 

Чтобы родительское собрание являлось важнейшим средством взаимодействия педагогов и родителей, регулирования и разрешения проблем работы с детьми, семейного воспитания, необходимо умелое проведение воспитателем его заседания, предполагающее активное участие членов семей в обсуждении заявленных вопросов повестки дня. Заседание родительского собрания начинается с информации ведущего о количестве присутствующих, выполнения решений предыдущего собрания. Ведущий делает краткое сообщение по теме собрания, далее идет обсуждение вопросов повестки дня. Решения принимаются простым большинством голосов (при наличии не менее 2/3 родителей). Решения, принятые на родительском собрании, могут протоколироваться как непосредственно после каждого обсуждаемого вопроса, так и в конце протокола заседания. Главное, чтобы они были своевременны, актуальны, конкретны, имели адресность. Необходимо избегать общих фраз типа «повысить, улучшить», др. В соответствии с заявленными вопросами повестки дня на собрании может быть представлен передовой педагогический опыт педагога (методические материалы, фрагмент занятия с детьми, др.), опыт семейного воспитания (фотоматериалы, семейные газеты и т.п.). 

Для ведения документации родительских собраний открытым голосованием по предложению ведущего либо члена родительского комитета избирается секретарь сроком на один год. Все заседания собраний фиксируются секретарем в Тетради протоколов родительских собраний, страницы которой пронумеровываются с начала каждого учебного года. Тетрадь должна быть рассчитана не на один год, но нумерация протоколов начинается с начала каждого учебного года. Секретарь родительского собрания ведет протокольную запись заседания, стараясь точнее фиксировать выступления, ход обсуждения вопроса. Решения заседания излагаются в протоколе полностью с указанием сроков выполнения, ответственных. 

Если присутствующими на собрании были представители администрации УДО, должностные лица вышестоящих органов, то вначале протокола делается соответствующая запись с указанием их фамилий, должности. К протоколу прилагаются тексты выступлений по вопросам повестки дня. 

Если родительское собрание проводилось в нетрадиционной форме, то должен быть приложен подробный сценарий его проведения. Тетрадь протоколов родительских собраний должна находиться в папке «Документация воспитателя группы». Для хранения материалов, накопленных в ходе подготовки и проведения собраний, целесообразно завести специальную папку, где будут храниться объявления, анкеты, выступления и т.п. 

свернуть

Практические советы проведения занятие в детском саду

Практические советы проведения занятие в детском саду

А теперь поговорим о том, каким должно быть занятие в детском саду. Чтобы оно прошло на «ура», а дети вели себя организованно, необходимо придерживаться следующих правил: 

  1. Начиная занятие, проведите беседу о правилах поведения на нем. Заканчивая, также обсудите поведение, похвалите тех детей, кто вел себя хорошо. Разберите ошибки тех, кто не последовал вашим просьбам. 
  2. Занятие должно быть хорошо спланированным, должно следовать определенному сюжету, возможно, нужно взять какие-то мягкие игрушки себе в помощь или сказочных героев. Ведущая деятельность во время занятия — игровая. 
  3. Если у вас непосредственно занятие-игра, то ничего плохого не будет в том, если по его итогам будут победители и проигравшие. Ребенок с одной стороны повышает свою самооценку, а с другой — учится проигрывать, спокойно, без истерик. 
  4. Во время проведения занятия педагогу следует быть спокойным, но при этом строгим и требовательным в разумных пределах. 
  5. При построении занятия обратите внимание на то, чтобы оно начиналось с настроя. Это может быть небольшая песенка, речевка, мультфильм, раздаточный материал. В середине важно встраивать игры на снятие психологического и мышечного напряжения. 
  6. Если ребята перестают контролировать свое поведение, то можно включить внеплановые психологические игры. Возможно, даже оставить детей выполнять письменные задания, а с гиперактивными и агрессивными отвлечься на непродолжительную игру. 

 Практические советы для воспитателей 

 Возможно, эти советы будут актуальны для всех воспитателей: и для тех, кто уже долгое время работает в детском саду и знает, как справиться даже с самыми отпетыми нарушителями порядка, и для тех, кто только начинает свою профессиональную деятельность. Но если вы растеряны, и не знаете, как наладить дисциплину, то обязательно примите к сведению следующие приемы: 

Свисток, колокольчик и бубен 

 Важно, чтобы дети собирались на занятие по звонку. Конечно, в детском саду нельзя звонить так, как в школе, но колокольчик использовать вполне. Это сигнал о том, что пора задуматься о дисциплине и быть готовым слушать педагога. Возможно, понадобится какое-то время на то, чтобы ребята привыкли к этому условному сигналу. Значит, сигнал колокольчика — это нужно сесть на стул. Бубенчики бубна — встать у шкафчиков. Ну а свисток может выступать в качестве предупредительно сигнала. Т.е. сначала — свисток, а затем колокольчик или бубен. 

Управление тишиной 

Во время занятия для усвоения материала желательно поддерживать тишину. Порой это самое сложное, что приходится делать педагогу. Здесь бесполезно призывать к тишине. Но можно разыграть интересный спектакль, в который включить детей. Вы можете объявить себя Феей громкости. Объясните, что вы управляете звуком при помощи ладони. Когда ладонь раскрыта, из нее исходит громкий звук. Когда кончики пальцев соединяются друг с другом, то звук стихает, а когда ладонь переходит в кулак, то звук заканчивается. Попробуйте произнести с детьми какой-то звук. А если они начнут шуметь во время занятия, то управляйте звуком при помощи ладони. 

Разминка на занятии 

Не секрет, что сидеть на одном месте сложно. Это порой сложно делать даже взрослым, не говоря уже о детях. Сначала приходит усталость, потом снижается внимание, а после этого из-за скуки дети начинают шуметь и придумывать всякие вредности. И случается это не из-за вредности или гиперактивности, а из-за усталости. В данном случае можно и нужно провести физкультминутку. А можно предложить ребятам минутку разрядки. Вы даете какую-то команду, а дети могут в этом время поговорить друг с другом, крикнуть, встать. Можно произнести какую-то рифмовку, вспомнив предыдущий совет, дирижировать громкость звука при помощи ладони. 

Волшебные движения 

Возвращаясь к предыдущему приему, можно его немного дополнить. Дети могут выполнять движения не просто на месте, а двигаясь в определенной последовательности. Двигаться можно начинать тогда, когда педагог даст сигнал при помощи бубна. По сигналу дети двигаются разными движениями друг за другом, а когда бубен смолкает, то они замирают на месте. Можно ходить не по кругу, а идти до воспитателя, который стоит на удалении, а затем идти в обратном направлении к своим местам. Это идеальный прием для снятия напряжения во время занятия. И педагог может управлять поведением детей. 

В качестве заключения 

Необходимо отметить еще несколько важных моментов, которые нужно учитывать при формировании правил в группе. Так, правила должны быть четкими, без упоминания того, чего делать нельзя. Лучше говорить, что нужно делать. Количество правил не должно превышать пяти. Дети должны понимать, что педагог от них хочет. При этом тон воспитатель должен носить дружественный характер. Правила нужно время от времени напоминать. И обязательно хвалить всех за их соблюдение. Если вы делаете замечания, то постарайтесь сохранять спокойствие и оценивать не самого ребенка, а именно его поведение. 

свернуть

Основные требования к составлению конспекта занятия

Основные требования к составлению конспекта занятия

Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования.
Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими  такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие. 

Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным  особенностям детей [3]. 

Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования.  

Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению. 

По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми. 

В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия: 

обучающий (усвоение новых представлений); 

цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы; 

закрепляющий(закрепление и систематизация накопленного опыта детей); 

цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений; 

комбинированный (смешанный); 

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей. 

При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.  

Таблица 1.  

Компоненты 

Наименование 

Образовательная область 

«Ребёнок и природа» 

Возрастная направленность 

старший дошкольный возраст 

Тема 

«Осень» 

Программные задачи 

образовательные (какие представления будем формировать); 

развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); 

воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться) 

Материал и оборудование 

магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д. 

Предварительная работа 

экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.  

 Таблица 2. 

Методы 

 

 

Приёмы 

Наглядный 

наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др. 

Словесный 

беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др. 

Практический  

элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др. 

Игровой 

дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, рольнезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения  и др. 

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии 

индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная 

Развивающие образовательные технологии 

метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 

В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы, например: 

I этап – вводный (3-5 минут) 

II этап – основной (15-18 минут) 

III этап – заключительный (2-3 минуты) 

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста  воспитанников и др.  

Варианты составления конспектов занятий предложены в приложениях 1,2. 

Типичные ошибки при составлении конспекта  занятия: 

  • Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы  детей на вопросы, которые их заставили  мыслить, сопоставлять и т.д.  
  • Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников. 
  • Отсутствие проблемной ситуации на занятии. 
  • Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии 
  • Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий. 
  • Крайне редко используются: 

приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий;  

электронные образовательные ресурсы. 

После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.  

Примерные критерии оценки качества подготовки и проведения занятий представлены в приложении 3. 

 Литература: 

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информРесп. Беларусь, 2011. – 398 с. 

2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2019. – 442 с 

3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с. 

 Приложение 1 

 Примерный конспект занятия по образовательной области  

«Ребенок и общество» 

для воспитанников среднего дошкольного возраста 

 Тема: «Варенье для Маши и Медведя» 

Программные задачи: закрепить представления о полезности фруктов, их использовании в собственной практической деятельности; 

упражнять в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; 

формировать умения соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад); 

воспитывать желание принимать посильное участие в элементарном трудовом процессе. 

Материал и оборудование: мультимедийная установка, подносы с разрезными картинками овощей и фруктов, корзины, схемы этапов приготовления варенья из фруктов, емкости для фруктов по количеству детей. 

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и Медведь», работа с мнемотаблицами, рассматривание иллюстраций природных сообществ. 

Методы и приёмы:  

игровой (дидактические игры, проблемные и игровые ситуации); наглядный (просмотр фрагмента мультфильма). 

Тип занятия – закрепляющий. 

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии. 

Ход занятия 

I этап  - вводный (организационный)  

Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы) 

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности. 

Сюрпризный момент «Посылка от Маши» (фронтальная форма работы) 

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса. 

II этап – основной 

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Маша и Медведь», серии «День Варенья» (фронтальная форма работы). 

Цель: закрепление представлений о полезности продуктов питания: овощей и фруктов, их использовании в собственной практической деятельности. 

Проблемная ситуация «Варенье оказалось невкусным. Миша недоволен. Как исправить ситуацию?» (фронтальная форма работы) 

Цель: активизация речевой  и мыслительной деятельности детей. 

Дети вспоминают, из чего Маша варила варенье. Делают выводы и умозаключения, почему Миша недоволен и предлагают свои варианты решения проблемной ситуации. 

Игровая ситуация «Как приготовить варенье» (фронтальная форма работы) 

Цель:развитие связной речи воспитанников, закрепление последовательности этапов приготовления варенья из фруктов. 

Развивающая игра «Овощи - фрукты» (подгрупповая форма работы) 

Цель: упражнение в умениях группировать и классифицировать продукты (овощи, фрукты) с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий; формирование умений соотносить растения с природными сообществами, в которых они произрастают (огород, сад). 

Перед детьми на подносах – фрукты и овощи, которые необходимо сгруппировать по признаку «овощи» – «фрукты», одна группа группирует овощи, другая – фрукты. 

Проблемная ситуация «Варенье получилось невкусное → Маша не знает, как правильно приготовить варенье → как научить Машу варить варенье» (фронтальная форма работы) 

Цель: активизация мыслительной активности, словаря воспитанников. 

Игровая ситуация «Рецепты приготовления варенья из фруктов» (подгрупповая форма работы) 

Цель: развитие связной речи детей, творческого мышления, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности. 

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо» (фронтальная форма работы, индивидуальная) 

Цель: развивать творческое мышление, воображение, речь воспитанников. 

Физкультминутка 

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности. 

Знают взрослые и дети, (Маршируют на месте) 

Много фруктов есть на свете! (Разводят руки в стороны) 

Яблоки и апельсины, 

Абрикосы, мандарины, 

И бананы, и гранаты – 

Витаминами богаты. (Хлопают в ладоши) 

Фрукты - радость для ребят, (Прыгают на месте) 

Их в садах для нас растят. (Поднимают руки вверх) 

Мы к столу их подадим, (Наклоняются вперед с вытянутыми руками) 

Фрукты свежими съедим. (Поглаживают живот) 

А для долгого храненья 

Сварим вкусное варенье. (Делают вращательные движения рукой). 

Дидактическая игра «Фруктовое варенье» (подгрупповая форма работы, индивидуальная) 

Цель: формирование умений воспитанников творчески мыслить, складывать целое из частей, развивать связную речь. 

III этап. Окончание занятия 

Игровая ситуация с использованием метода наглядного моделирования «Посылка для Маши и Медведя»(фронтальная форма работы, индивидуальная) 

Цель: анализ результатов  деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников  

Рефлексия. Подведение итогов занятия. 

Цель: анализ результатов  деятельности воспитанников. 

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. - Минск: Национальный институт образования, 2012. - 415 с. 
  2. Смолер, Е.И. Разитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагого учреждений дошкольного образования/ Е.И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2017 – 295 с. 
  3.   Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Адукацыяі выхаванне, 2017 – 117 с. 

 

Приложение 2 

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество»,  «Искусство» (конструирование, детский дизайн) 

для воспитанников старшего дошкольного возраста 

 Программные задачи: продолжать формировать представления детей о предметах рукотворного мира (мебель), конструктивной деятельности,  деятельности художников-дизайнеров; закрепить название деталей строительного материала (кирпичик, цилиндр, призма, пластина, брусок); развивать творческие способности, связную речь, умения конструировать из строительного материала, согласовывать свои действия друг с другом; воспитывать эстетические чувства. 

Материал и оборудование: карточки с изображением дивана, кресла, стола, шкафа, кровати, стула, муляж солнца без лучей  по количеству пар детей: макеты гостиной, муляжи предметов интерьера (картина, часы, цветы, фотографии), наборы строительного материала по количеству детей: лучи жёлтого и оранжевого цвета для солнца, ноутбук, мяч, магнитная доска, фотоаппарат.  

Предварительная работа: беседы с детьми, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Мебель», экскурсия в мебельный магазин, чтение стихотворений о мебели, рисование мебели, дидактические игры: «Моя квартира», «Мой дом», «Найди похожую фигуру». 

Методы и приёмы: игровой (cловесная игра, проблемные и игровые ситуации) 

Тип занятия – закрепляющий. 

Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии. 

I этап  – вводный (организационный) 

Игра-этюд «Подарим хорошее настроение»(фронтальная форма работы) 

Цель: создание радостного настроения у воспитанников, развитие навыков вербального и невербального общения. 

Сюрпризный момент «Приглашение принять участие  в телепроекте «Квартирный вопрос» (фронтальная форма работы) 

Цельорганизация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса. 

II этап – основной 

Развивающая игра «Отгадай» (подгрупповая форма работы) 

Цель: формировать умения воспитанников отгадывать загадки, называть предметы мебели, находить нужные картинки.  

Словесная игра с мячом «Ты – моя частичка»(фронтальная форма работы) 

Цель: развитие речи, активизация словаря воспитанников. 

Игровое задание «Собираем мебель» (работа в парах) 

Цель: развивать конструктивные навыки, воспитывать умения работать в паре. 

Физкультминутка «В гостиной» 

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима. 

Вот идём мы по квартире,  

Раз, два, три, четыре (Шагают на месте). 

Дверь мы тихо открываем 

И в гостиной побываем («Открывают» дверь.) 

Видим шкаф большой, широкий (Руки в стороны), 

Рядом с ним – торшер высокий (Руки верх). 

В середине стол стоит (Руки вперёд). 

В кресле кошка крепко спит (Закрывают глаза ладонями). 

На диване посидим (Приседают), 

Потом в окошко поглядим (Рука козырьком у лба, смотрят вправо-влево). 

Песню весело споём,  

Как уютно мы живём! (Хлопают в ладоши). 

Проблемная ситуация «Началась съёмка телепроекта «Квартирный вопрос»→нужен дизайн вместительного «сказочного дивана» →съёмочная группа не справляется →можем ли мы помочь?» (фронтальная форма работы). 

Цель: активизация мыслительной деятельности воспитанников, творческого воображения. 

Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ – технологии «Бином фантазии» (фронтальная форма работы) 

Цель: развитие творческого воображения, мышления, связной речи воспитанников.  

Игровое задание  «Дизайнеры» (работа в парах) 

Цельформировать представления о работе дизайнеров, развивать творческие способности. 

Игровое задание с использованием метода наглядного моделирования «Моя гостиная» (работа в парах, индивидуальная работа) 

Цель: формирование умений рассказывать по схемам-моделям, развитие умения слушать друг друга. 

III этап. Окончание занятия 

Рефлексия «Солнечный лучик» 

Цельанализ результатов  деятельности воспитанников. 

 

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. - Минск: Национальный институт образования, 2012. - 415 с. 
  2. Литвина, Н.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рукотворным миром: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования: с электрон.прил./ Н.В. Литвинова, Е.И. Лосик. – Минск: Выш. шк.,2017. – 206 с. 

 

 Приложение 3 

 ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА  

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЙ  

ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

 

 

Критерии 

Показатели 

Примечание  

  1.  

Цель и задачи занятия: 

единство образовательных, развивающих и воспитательных задач; 

соответствие задач образовательной области учебной программе дошкольного образования 

 

  1.  

Реализация содержания образовательной области 

оптимальность объема содержания занятия для данной возрастной группы; 

направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру; 

реализация комплексного подхода при освоении материала; 

соответствие содержания занятия: 

  • программным  требованиям; 

  • теме; 

  • цели, поставленным задачам; 

  • типу занятия; 

  • возрастным и индивидуальным возможностям  воспитанников; 

дифференциация и индивидуализация                                                                                                           содержания познавательной деятельности воспитанников; 

качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средств ТСО и др. 

 

  1.  

Владение методами и приемами организации образовательного процесса 

соответствие методов и приемов: 

  • концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии; 

  • содержанию занятия; 

  • возрастным особенностям детей; 

эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов: 

  • словесных, наглядных, практических, игровых; 

  • приемов привлечения и сосредоточения внимания детей, обеспечения их эмоционального интереса; 

  • приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового с опорой на имеющиеся представления и опыт; 

  • наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера; 

  • приемов, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст); 

реализация личностно-ориентированногоздоровьесберегающего подходов; 

владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности; 

оптимальность смены видов деятельности; 

соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных его этапов 

 

  1.  

Организация деятельности воспитанников 

обеспечение педагогической поддержки воспитанников, создание ситуации успеха для каждого; 

эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательной деятельности; 

вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность, заинтересованность; 

организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками. 

 

  1.  

Результативность 

оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия, качество оценки, использование самооценки (старшая группа); 

степень достижения поставленных задач; 

организация обратной связи на занятии; 

побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности 

 

  1.  

Профессиональные и личностные качества педагогов 

соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса; 

стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога; 

умение управлять собственным эмоциональным состоянием; 

умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторские умения); 

владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех и каждого); 

умение вносить необходимые изменения с учетом реальной ситуации 

 

Источник: Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования/ сост. Е.Н. Шутова, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования. - Гомель, 2019. 

свернуть